Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мотыгинская средняя общеобразовательная школа №2 (МБОУ Мотыгинская СОШ №2)
О школе
Сегодня школа оснащена современным оборудованием, во многих классах установлены компьютеры, интерактивные доски, но никакая техника не принесёт пользы без труда педагога.
История школы
Из воспоминаний
Посёлок Мотыгино жители делили на три района: заречка (поселение на горе за речкой), центр (где находился базар, клуб, универмаг, контора продснаба, милиция, стадион и другие организации до Красной горки) и разведрайон (где жили работники Ангарской геологоразведочной экспедиции и начали строиться ссыльные переселенцы). В 50-х начинается строительство клуба, Управления экспедиции АГРЭ, пилорамы и стройцеха, автогаража, электростанции, начальной школы, по-явились улицы: Геологическая, Таёжная, Комсомольская, Школьная (двухквартир-ные дома на улице Школьной строила бригада Шабурова).
Вот в разведрайоне на высокой горе в 1952-53 году начали строить началь-ную школу. Школа имела всего 4 класса, директорскую, учительскую и встроенную котельную. Звонок на урок подавала дежурная школы (она же уборщица, сторож, ко-чегар) простым колокольчиком. Женщина была с Украины, и пока шёл урок, она вы-шивала крестиком красивые полотенца и блузки. Мы в переменку бегали к ней в ка-морку, посмотреть что получилось. Завхозом школы была Вайневичуте (Гребляус-кас) Лайма Константиновна, ссыльная из Литвы. Её муж Гребляускас был офицером литовской армии, воевавшей против России, за что и отбывал срок. Он был старше жены на 30 лет, но был стройным и выглядел моложе своих лет. Лайма была очень полная, поэтому разницы в возрасте не было видно. Жили на улице Таёжной напро-тив нашего дома. У них была дочь Марита, которая училась в этой же школе (есть фото).
Директором школы была Потапова Фаина Михайловна. Дом её находился напротив школы, и улица называлась «Школьная». Школьники называли ее почему-то «швандя». Отапливалась школа своей котельной, которая находилась в подвале школы. И все ученики после занятий носили дрова в котельную, чтобы сторож ночью её топила. Дрова лежали в поленницах возле школы, это были чурки метровой дли-ны и толстые. Носили их по двое. Очень часто отключали электричество и поэтому в каждом классе над входной дверью класса стояли керосиновые лампы. Такие лампы имелись и в каждом доме. Нам часто приходилось делать уроки при таких лампах или свечах. Полы в классе ученики мыли сами, на каждый день в классе назначались дежурные по очереди. Парты один раз в неделю мыли каждый свою. Парты были с черными крышками, которые не откидывались, и в них были специальные углубления для чернильницы и ручек. Чернильницы «непроливашки» (стеклянные, а потом пластмассовые) каждый носил с собой в школу. Для этого шили мешочки, которые привязывались к портфелю. Позже чернильницы закупила школа, и в каждом классе был ящичек, в котором они стояли. Каждый день дежурный расставлял чернильницы по партам, а в конце занятий собирал, он же следил, чтоб в них были чернила. Писали деревянными ручками, в которые вставлялись перья. Они имели разные названия: звёздочка, лягушка, с шишечкой. В первом классе начинали писать карандашом палочки, крючки, кружки, потом буквы ручкой с перышком «звёздочка». Буквы прописные писали с нажимом. Был специальный урок, назывался чистописание - вырабатывали красивый подчерк. Пером с шишечкой разрешали писать только старшеклассникам. Авторучкой писать не разрешали, да и были они редкостью. Их имели только работники в конторах.
Школу строили плотники бригады Шабурова, в которую входил и мой отец Буняков Борис Фотеевич. Они все были ссыльными поселенцами. Буняков Борис Фотеевич родился в селе Сосновка, Комарического уезда, Брянской области в семье крестьян. Родители были не грамотными. Он получил начальное самообразование в пределах 4 классов (ходил в село Угревище к учителю). Затем учился в строитель-ном училище в поселке Комаричи на плотника. Когда в стране приступили к общей ликвидации безграмотности, он поступил на курсы учителей начальных классов, в городе Брянске. Работал в посёлке Угревище учителем начальных классов, испол-нял обязанности завуча и вел курсы по ликвидации безграмотности (ЛИКБЕЗ).
В 1937 году арестовали директора школы по обвинению в троцкизме, а с ним и весь педагогический персонал. Отцу тогда было 30 лет, был женат и имел троих детей. Только после окончания войны, когда началась паспортизация населения по-сле оккупации немцами Брянской области, мама узнала, что папа жив и находится на поселении в лагерном пункте Пожня Коми АССР (на реке Печора). Старший сын Александр ушел в партизаны и погиб в возрасте 18 лет. А с младшими детьми Ниной и Володей мама поехала к отцу на Север. Там в 1947 году родилась я. Но радовались родители не долго. В 1950 году отца снова арестовали и направили в Удерейский район Красноярского края. Работал в геологической экспедиции в разных посёлках, а когда его поселили в поселке Мотыгино, разрешили приехать семье. И мы с мамой приехали весной 1951 года на колёсном пароходе «Ипполит Иванов». В 1952 году приехала сестра Нина с детьми: Валентиной и Толиком. Все жили в доме, где была кухня и комната, а в 1954 году, отслужив в армии, приехал и брат Володя.
Осенью 1953 года я пошла в первый класс школы №2. Моя первая учитель-ница Кузнецова Мария Ивановна. Портфеля у меня не было, и мама сшила мне сум-ку из черного сатина, а папа купил цветные карандаши «Спартак» 6 цветов. Не было у меня и форменного платья, его мне сшили только во втором классе из сатина. То-гда многие дети ссыльных так были обеспечены, но над нами никто не насмехался. Хорошо были одеты и имели цветные карандаши 12 цветов девочки: Люда Горошко, Люся Алексюк и Игорь Бутин. Дядя Вася Горошко был начальником радиостанции, а мама бухгалтер в продснабе. У Люси Алексюк папа работал в военкомате или в НКВД, потому что приходил в школу в военной форме. Родители Игоря были про-давцами, в народе магазин так и называли «бутинский». Когда в класс приходили люди, учительница представляла класс: «Это Люся Алексок, Люда Горошко, Игорь Бутин (на первых партах), а это дети ссыльных (Петя Винц, Андрей Паук, Миша Ми-китин, Шура Бунякова, Соня Подоляк, Петя Пушин, Соломина Люда и др.), которые сидели на задних партах.
В третьем классе я заимела портфель. Он был из черной грубой кожи (из та-кой шили кирзовые рабочие сапоги) он имел два отделения, два кармана и застёги-вался на ремешки. История портфеля: уезжала из посёлка после получения реаби-литации семья художника Акцинова (жили они напротив школы), их сын Сева учился со мной в одном классе, вот его портфель и достался мне. Они уехали в Чебоксары. Мать Севы делала красивые вазы из папье-маше. Нас школьников водили к ним на экскурсию. Меня удивляло количество картин, этюдов, их было два ящика из-под папирос. Художник нарисовал портрет моего папы и соседской бабушки Красновой. Портрет папы и два эскиза хранятся у меня. А портрет бабушки Красновой был на районной выставке и назывался «Сибирячка».
Самодеятельностью, спортом занимались в школе. Мальчишки самостоя-тельно учились играть на гармошке (Вова Барташов) на баяне (Толя Романов и дру-гие). Почему-то все начинали с полонеза Агинского. Мы даже в каникулы приходили в школу, играли в шашки, домино, делали поделки. В школе проводили разные вы-ставки поделок. Вечера проводили тематические: химический, литературный, исто-рический, физический, географический. И каждый класс старался провести вечер интереснее и веселее. Танцевали под гармошку, баян а позже под патефон и проиг-рыватель. Пластинки приносили из дома. Директор, Потапова Фаина Михайловна, и завуч, Зайцева Мария Гавриловна (по мужу Пономарёва), доверяли нам ключи от школы, и мы после окончания вечера относили его к ним домой. Вася Баженов счи-тался парнем хулиганистым, вот ему-то Фаина Михайловна чаще других ключ дове-ряла. К школьному имуществу относились все очень бережно. Вова Барташов (Ми-лованов) на гармошке играл с первого класса, а жили они бедно. Фаина Михайловна (детей своих не имела) покупала отрез на рубашку или брюки и дарила ему от имени школы за хорошую игру или за участие в концерте. Такие подарки она делала и другим детям. О жизни многих одноклассников знаю, а вот куда Вова Барташов после школы делся, не знаю.
А запомнила его вот почему. Во 2 или 3 классе, на перемене я дала ему по-щечину (не помню за что). Он строго посмотрел и сказал: «Если бы ты не была Шур-кой Буняковой, я дал бы тебе так... Никогда этого не делай!». И я этого действитель-но никогда не делала.
Школа имела участок земли, на котором выращивали разные культуры: кар-тошку, морковь сахарную свеклу, овёс, пшеницу, кукурузу, подсолнухи, фасоль, бо-бы, горох. Весь огород обрабатывали школьники, там проходили ежегодно летнюю практику по труду и ботанике. Осенью делали выставку наших достижений, был праздник урожая. Все растения использовали как наглядные пособия при изучении ботаники, делали гербарии. На лето имели задание по сбору гербария и лесных растений. Уроки географии тоже часто проходили на местности. Перед новым годом и другими праздниками (1 мая, 8 марта, 23 февраля, день победы, 7 ноября) все уроки труда были направлены на подготовку к празднику. Делали игрушки и украшения, тематические монтажи, стенные газеты. На уроках пения шли репетиции к концертам. С концертами школа выступала в клубе, и ездили на лошадях с концертами в поселок Решающий. В клубах всегда было много зрителей, сидели даже на полу. После концерта люди с охотой принимали нас к себе ужинать, а иногда на ночлег. А в 1959 или 1960 году был поставлен даже балет «Спящая красавица», который неоднократно показывали в клубе. Всем этим с нами занимался учитель (классный руководитель). Каждый Новый год проводился карнавал, определяли первых три места по костюмам и давали призы. Все костюмы были приготовлены своими руками из: марли, ваты, бумаги, картона. У меня до сих пор хранится альбом с репродукциями Шишкина за костюм цыганки. Парик я сотворила из овечьей шерсти. Папе кто-то при расставании подарил гуцулку, вот я её и постригла. Папа очень расстроился, но меня не ругал. Он посчитал это находчивостью и мастерством. Он всегда старался во мне поддержать любое начинание и говорил маме: «А может это хлеб её будет». Шить я стала куклам где-то лет в пять, а в 14 лет шила и себе. Почти все девочки очень рано начинали вышивать и вязать носки, варежки.
В 1959 или 1960 году в школу привезли белые парты с откидывающимися крышками. Школа стала восьмилетней, директор школы - Высотина. Ее ученики назвали «костеря». Она как директор была раздражительной, а вот когда вела урок истории - преображалась. Уроки были интересными.
Весной 1961 года у нас в школе должен был быть субботник по уборке тер-ритории. Мы все примчались раньше часа на два с газетами, на которых был порт-рет Гагарина, и орали на всю улицу: «Полетел! Наш первый полетел!». И все дев-чонки в него влюбились, портреты висели дома над кроватями и столами. Парамет-ры всех летательных аппаратов и спутников земли у нас на уроках спрашивали наизусть. Потом полетел Титов. И девчонки разделились на два лагеря: одни носили значки Гагарина, другие Титова.
В 1962 году я закончила 8 классов и перешла в Мотыгинскую среднюю школу №1, которую закончила в 1965 году, получив образование 11 классов и специаль-ность швеи. Все годы учебы в старших классах я вела дневник. И очень сожалею, что в дальнейшем бросила их писать.
18.02.2014 год. А.Б. Москвина
Образование и формы обучения
очная, заочная, семейная, индивидуальная
Программа развития
Программа развития разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной управленческий документ, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на ближайшие 5 лет. В программе отражаются системные, целостные изменения в школе (инновационный режим), сопровождающиеся проектно-целевым управлением. В основу реализации программы положен программно-проектный метод, включающий в себя серию целевых проектов, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и направлений деятельности, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования. Программа построена с учётом специфики самого образовательного учреждения, опирается на его традиции и достижения предыдущих лет. Программа является основанием для интеграции образовательной организации в сетевые сообщества системы образования по приоритетам развития образования.